Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко.

Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко.

Старался сохр традиции реализма. 2 периода в тв-ве – различаются жанрами.

1е работы – 30е гг. Бытовой жанр. Детская серия. Работы для АХ.

· «Мальчик, вынимающий блох»

· «Едоки дыни и винограда»

· «Девушка с монеткой»

· «Мальчик с собакой» ГЭ.

· «Девушка с дуэньей».

До 70-х не писал библ сюжетов. Алтарные работы для учеников АХ. Образ окружен деталями быта. Эл-ты нат-та. Намечает эл-ты пейзажа. Резко заниженная линия горизонта.

· «Встреча у колодца»

· «Поклонение пастухов»

· «Мадонна»

· «Св семейство с И.Крестителем».

· «Непорочное зачатие» 8 картин.

Вальдес Леаль. Севильская шк. Аллегорические сюжеты на тему ванитас.

Испанский натюрморт.

Мастера не создали школы. Работали в разных городах по Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. частным заказам.

Хуан де Ареллано.

Цветочный нат-т. От 30 до 70-х гг. Яркие цвета, палитра маньерист. Нейтр фон, реминисценции караваджизма. Контрасты, приближ к 1му плану, нет проработки деталей интерьера. Розы, тюльпаны, васильки.

Франсиско Баррера. Педро де Компробен.Диего Диаз. Антонио Переда.

Фламандское искусство XVII века

Нидерландское ис-во разделилось на 2 школы — фламандскую и голландскую <= разделение Нидерландов в рез революции (Голландия - 7 сев провинций; юж часть осталась под владычеством Испании — Фландрия).

Главная роль в жизни Фландрии – феодальное дворянство, высшее бюргерство, католическая церковь - заказчики=>гл работы худ-в - картины для замков, городских домов антверпенского патрициата и алтарные образы.

Сюжеты из Св Писания, античные Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные нат-ты — осн жанры иск-ва Фландрии XVII в.

Смешались черты исп, итал ЭВ с собственно нидерландскими традициями => сложение флам иск-ва барокко, по-национальному жизнерадостное, эмоционально-приподнятое, материально-чувственное, пышное в своих изобильных формах.

Мало проявилось в арх-ре, ярко – в декор ис-ве (резьба по дереву, чеканка металла), гравюре, но особ – в живоп.

Питер Пауль Рубенс (1577—1640) – центр фигура.

Род в Германии. Образование в Антверпене: иезуит шк. Изучал латынь и совр европейские языки, антич историю. Живописи учился у художника старонидерландской традиции, затем у мастера итал направления.

В 1598 г. внесен в Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. списки свободных мастеров гильдии св. Луки – начало творч самост-ти художника.

1600-1608 г. – Италия. Венеция (Тициан, Веронезе, Тинторетто), Рим (Микеланджело).

С 1601 г – придворный худ-м герцога Гонзага в Мантуе. Период формирования его искусства. Влияние Караваджо. Изучил и полюбил античность.

В 1608 г. вернулся, женился на Изабелле Брандт, поселился в Антверпене.

20-е, 30-е гг — наиб напряж творческая деятельность Рубенса. Заказы от ц-ви, двора, бюргерства, иностр дворов.

· 1я большая работа – алтарные образа для Антверпенского собора. «Воздвижение креста» (1610—1611), «Снятие с креста» (1611—1614).

Создал классич тип алтарного образа XVII в. Сочетание монум-ти и декоративности.

Искусство Рубенса — типичное выражение стиля барокко, обретающего в его произв Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко.-х свои нац особенности.

Жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью. Отсутствие мистики, экзальтации, присущие нем и даже итал барокко.



Физическая сила, страстность, упоение природой. Прославляет нац тип красоты. Дева Мария – светловолосая, голубоглазая брабантка с пышными формами.

Бурное движение. Для усиления динамики опред композиция – преобладает диагональное направление (линия креста в антверпенских комп-х). + усложненные ракурсы, взаимосвязь поз, образующая сложную пространственную среду. Это мир, где нет покоя.

Для мифологических комп избирал сюжеты, которые можно воплотить в динамические композиции.

· “Похищение дочерей Левкипа” (1619-1620),

· “Битва греков с амазонками” (1615-1619),

· “Персей и Андромеда" ГЭ

1615-1621 г. серия картин на охотничьи сюжеты.

· “Охота на гиппопотама и крокодила”;

· “Охота на Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. львов”

Его привлекает все, что дает повод выразить радость бытия, пропеть гимн жизни.

Поэтизирует чувственную стихию - образы классич древности обретают земную достоверность («Персей и Андромеда»).

Колорит: переходы света и тени незаметны, четкие контуры отсутствуют, все предметы как бы возникают из света и воздуха. Пишет очень жидко, иногда под красками просвечивает тон грунта. Для 20-х г характерны яркость колорита и многоцветность, позже – тяготение к более монохромной живописи.

Дом Рубенса становится центром худ жизни Фландрии, туда стекается цвет худ и ученой интеллигенции Европы.

· «Автопортрете с Изабеллой Брандт» (1609—1610). Атмосфера семейной жизни.

· 1623—1625 гг. – заказ на цикл из 21 картины от фр королевы Марии Медичи для Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. украшения Люксембургского дворца.

Темы бракосочетания, регентства королевы и т.д. Ист лица соседствуют с античными божествами, реальные события с аллегориями. Все имеет хар-р убедительной правды, реальности и верности изобр мира при всей безудержности худ фантазии.

В 1626 г.смерть жены. Едет в Испанию и Англию с дипломатич поручением по предл инфанты Изабеллы. Встречен с почетом английским и испанским королями как художник мировой известности. Приобретает новые связи, покровительство царственных особ, его возводят в дворянское и в рыцарское достоинство. Изучает Тициана, знакомится с Веласкесом.

В 1630 г. Рубенс возвращается в Антверпен. Брак с Еленой Фоурмен – муза худ-ка в послед период его тв Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко.-ва. Масса портретов. Славит женщину как символ жизни.

В 30-е покупает поместье со старинным замком Стэн («стеновский период» - последние 10 лет).

Пишет для себя, руководствуется собственным выбором тем. Много и заказов.

Портреты. Парадные барочные. Величие передается позой модели, костюмом, аксессуарами обстановки.

· Автопортрет (1638—1639)

Тонкий психолог: грусть, усталость, следы болезни и многих размышлений.

· портрет камеристки (около 1625).

Рубенс обращается и к жизни природы. Реализм, жизнеутверждение. Ощущении подлинно народного духа.

Особ виртуозность, предельная широта манеры в последние 10 лет. Колорит более монохромный, более обобщенный, утрачивается прежняя многоцветность

· «Вирсавия», 1635;

· «Следствия войны», 1638.

Умер в 1640 г. в расцвете творческих сил. Много учеников. Ван Дейк, Снейдерс, Ян Брейгель Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. Бархатный.

Определил пути развития фламандской школы.

Антонис ван Дейк (1599—1641). Рано сложился как худ-к. Сын богатого антверпенского коммерсанта, всю жизнь стремился приобщиться к родовой аристократии => в его порт-х и автоп-х подчеркнуты аристократизм модели, хрупкость, изысканность.

· Автопортрет. ГЭ.

Черты женственности. Аристократизм рук.

Пишет себя то Ринальдо, то Парисом, то. св. Себастьяном.

Старается аристократизировать модели, сообщая им нервную экспрессию и утонченность форм.

Мифологические и христианские сюжеты. Лиризм.

· «Сусанна и старцы», 1618—1620;

· «Св. Иероним», 1620;

· «Мадонна с куропатками», начало 30-х годов

Гл жанр – портрет. В антверпенский период (к 10-х —н 20-х г) – пишет богатых бюргеров или своих товарищей по художеству. Строго реалистическая манере, тонкий психологизм.

В Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. Италии создает парадный, репрезентативный портрет. Прежде всего выражена сословная принадлежность. Фигура подана несколько снизу=>величественная, монументальная. Аксессуары.

Портреты декоративны всем своим строем.

В 1627 г. возвращается в Антверпен, становится модным живописцем (Рубенс в Испании). Пишет портреты полит деятелей, прелатов ц-ви, аристократов, богатых бюргеров.

· парные портреты супругов Стевенс;

· портрет Ф. Снейдерса

По возвращении Рубенса на родину, уезжает в Англию на службу к королю Карлу I (1632). Звание глав живописца короля, рыцарское достоинство.

· Создание галереи парад портретов англ придворной аристократии.

Модели в богатых интерьерах или на лоне природы, чаще в рост. Эффектная поза, явное приукрашивание. Тонко уловленные индивид особ-ти модели Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко..

· портрет Томаса Уортона;

· портрет Филиппа Уортона;

· портрет Карла I на охоте, ок. 1635

Ван Дейк явился основателем большой школы портретного искусства в Англии.

Якоб Иорданс (1593—1678). Истинный последователь Рубенса.

Происходил из бюргерской среды. Мифологические, христианские, аллегорические темы. Реализм, сохр здоровое народное начало. Излюбленный жанр — бытовой.

Влияние Кавараджо («Поклонение пастухов»).

· «Праздник бобового короля»

Образы искал в крестьянской среде, в народной толпе.

· «Сатир в гостях у крестьянина» (эзоп басня)

Античная легенда приобретает нац флам черты. Ис-во Иорданса тесно связано со старонидер традициями.

Позднее меньше увлекается эффектами светотени. Насыщенность цвета=> праздничность композиции.

Живопись сочная, свободная, пластически мощная. Выражение нац колорита, нац типа Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко..

Натюрморт. Франс Снейдерс (1579—1657).

Как правило – декор украшение больших богатых интерьеров=> натюрморт велик по размеру.

· «Лавки» Снейдерса, 1618—1621: «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка» Для епископского дворца.

Паулюс де Вос. Ученик Снейдерса. Мастер-анималист. Композиции для охотничьих резиденций.

Жанровая живопись.Адриан Броувер (1601—1638). Много лет жил в Голландии=>небольшие картины на бытовые темы. Герои — крестьяне и городской плебс. Нет декоративности фламандской школы. Дух голландского реализма, рассчитаны на близкое рассмотрение. Сюжеты иногда драматичны, лица выразительны, ирония переплетается с горечью=>продолжает традиции Брейгеля

· «Драка»

· «Деревенский лекарь»

· «Смеющийся пьяница»

· «Курильщик»

Письмо виртуозно, артистично, полно тонких цветовых соотношений. Лаконизм языка, умение минимальными средствами выразить главное.

Давид Тенирс Младший (1610—1690). Последователь Браувера. Крестьянская тема Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. трактуется как сельские празднества. Большие по размеру, но мелкофигурных композиции. Всегда есть деление комп на группы. Пасторальные сюжеты, из-ия свадеб.

· «Сцена с обезьянами». Пародия на чел глупость.

· «Крестьяне у дверей дома».

· «Пастушок»

· «Пастушка».

Во второй половине XVII в. крупных мастеров во фламандской живописи нет, но вклад в европейское искусство Фландрией уже был сделан.

Французское искусство XVII века

Время формирования единого франц гос-ва, нации. 2/2 в Франция – самая могущ абсолют держава в Западной Европе. Сложение франц нац школы в изо, формирование классиц направления.

В основе традиции франц ЭВ. Печать классицист понимания формы, строгой логики, рационализма, развитого чувства изящного.

В Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. арх-ре 1й намечаются черты нового стиля.

· Люксембургский дворец (для Марии Медичи). Саломон де Брос. Многое от готики и Ренессанса. Но фасад членится ордером.

· «Мэзон-Лафит» Франсуа Мансар (1642—1650). Единое целое при сложности объемов. Ясная, тяготеющая к классицист нормам конструкция.

Живопись и графика. Переплетение влияний маньеризма, флам и итал барокко.

1/2 в – влияние кавараджизма, реалист иск-ва Голландии.

Жак Калло (1593—1635). Образование в Италии. Влияние марьеризма.

Офорты – из-ие быта разных слоев от придворных до актеров, бродяг и нищих. Изощренность рисунка, изысканность линейного ритма, но пр-во усложнено, комп-ия перегружена фигурами. Умение довести самую характерную деталь до гротеска.

· 2 серии офортов «Бедствия войны Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко.» (30-лет война). Картины смерти, насилия, мародерства.

Принцип панорамности, взгляд сверху или издалека – черты холодности, безжалостности.

Братья Ленен. Влияние голл искусства.

Луи Ленен (1593—1648) изображает крестьян без пасторальности, сельской экзотики, слащавости и умиления. Герои полны внутр достоинства и благородства. Бытовое возвышенно.

· «Посещение бабушки»

· «Крестьянская трапеза».

Возвышен худ строй картин. Нет повеств-ти, иллюстративности. Композиция строго продумана, статична, детали выверены и отобраны ради выявления этической, нравств основы пр-ия. Внимание пейзажу.

· «Семейство молочницы»

Жорж де Латур (1593— 1652). Первые работы на жанровые темы – близость Караваджо. Единст во Фр. последователь караваджизма.

Семья булочника. Учился в Нанси, сменил много учителей. Ран тв-во Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. – теплые цвета, восприимчив к рим мастерам.

Созд в осн крест сюжеты, 2я тема – религиозные.

· «Шулер». Нач 30х. Светлый караваджизм. Быта нет. Тенденция к замкнутости композиции.

· «Гадалка»

Неисчерпаемое разнообразие его образов, великолепие колорита, умение в жанровой живописи создать образы монументально-значительные.

2/2 30-х-40-е годы — творч зрелость Латура. В осн религиозные картины на темы Св.Писания=>возможность раскрыть значительные проблемы: жизнь, рождение, смирение, сострадание, смерть.

Символическое значение света (свет свечи/факела)=>оттенок таинственного, неземного

· «Магдалина со свечой и зеркалом»,

· «Св. Ирина»,

· «Явление ангела св. Иосифу»

Худ язык Латура — предвестие классицист стиля: строгость, конструктивная ясность, четкость композиции, пластическое равновесие обобщенных форм, цельность силуэта, статика=>черты Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. извечного, надмирного.

Классицизм возник на гребне обществ подъема франц нации и франц гос-ва. Основа теории классицизма – рационализм, опирающийся на философ систему Декарта. Предмет иск-ва – прекрасное и возвышенное, этический и эстетический идеал – античность.

Создатель классицист направления – Никола Пуссен (1594—1665).

Интерес к античному искусству и ЭВ уже у годы учения. Опора на Эв, болонский академизм братьев Караччи. Обогатил палитру. Темы воспевания героического чел-ка, подвига – раскрытие через античность.

В 1623 г. – Италия, Венеция, с 1624 г. живет в Риме. Впечатления от рим античности, Рафаэля, болонской шк.

Влияние Караваджо непроизвольно.

· «Оплакивание Христа» (1625—1627)

· «Парнас» (1627— 1629).

Темы разнообразны: мифология, история, Новый и Ветхий завет. Герои — сильные Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. характеры, величественные поступки, высокое чувство долга перед обществом и государством. Общественное назначение ис-ва было важно для Пуссена=> склад программа классицизма.

Основа живописи: мера и порядок, композиционная уравновешенность, плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика. Колорит строится на созвучии сильных, глубоких тонов.

· «Смерть Германика»,

· «Танкред и Эрминия». Сюжет поэмы Т.Тассо «Освобожденный Иерусалим». Нет прямой иллюст-ти. Самост программное пр-ие классицизма. Доблесть рыцаря Танкреда, найденного Эрминией, чтобы перевязать раны и спасти его. Форма создается линией, контуром, светотеневой моделировкой.

1й период тв-ва – античные сюжеты. Единство человека и природы, счастливое гармоническое мироощущение.

· «Царство Флоры» (1632),

· «Спящая Венера»,

· «Венера Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. и сатиры».

На смену стихийному началу – упорядоченность, элементы логики, сознание непобедимой силы разума, все обрело черты героической, возвышенной красоты.

1й период тв-ва кончается с появлением тема смерти, бренности и тщеты земного.

· «Аркадские пастухи» 1650.

Действие на переднем плане, как в рельефе. Герои похожи на античные статуи. Тщательно отобранные детали, чеканный рисунок, уравновешенность фигур, ровное рассеянное освещение => опред возвышенный строй, чуждый всего суетного и преходящего. Примирение с роком, мудрое принятие смерти роднит классицистическое мироощущение с античным.

С к 40-х —в 50-е годы колористическая гамма (неск локальных цветов) становится скупее. Упор на рисунок, скульптурность форм, пластическую завершенность.

Уходит лирическая непосредственность, появляется нек холодность Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко., отвлеченность.

Пейзажи. В природе ищет гармонию. Человек как часть природы. ре

Создатель классического идеального пейзажа в его героическом виде. Не реальная природа, «улучшенная», сочиненная, т.к. только в таком виде она достойна быть предметом из-ия в искусстве.

Это пантеистический пейзаж, чувство причастности к вечности.

· Ок 1648 г. «Пейзаж с Полифемом»

Чувство гармонии мира, близкое античному мифу.

· В посл годы – цикл картин «Времена года» (1660—1665).

Периоды жизни человека.

Линия классиц идеализир пейзажа развита в тв-ве Клода Лоррена (1600—1682).

Жил в Италии. Пейзаж включает в себя мотивы моря, античных руин, больших куп деревьев. Люди – роль стаффажа, они для подчеркивания огромности, величественности самой Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. природы.

· «Отплытие святой Урсулы», 1641.

· 4 четыре времени суток. ГЭ.

Одни и те же мотивы, взгляд на природу как на место пребывания богов и героев.

Рациональное начало=>строгая выверенность, четкое соотношение частей=>однообразные композиции: свободный центр, купы деревьев или руины — кулисы. Освещение => разное ощущение природы

Воздух и свет – сильнейшие стороны дарования Лоррена. Свет обычно из глубины, резкая светотень отсутствует, все построено на мягких переходах от света к тени.

Сложение нац франц худ школы в 1/2 XVII в. – Пуссен и Лоррен. Но оба жили в Италии. В Париже официальное ис-во, парадное, создаваемое такими художниками, как Симон Вуэ (1590—1649), «первый живописец короля».

Декоративное, праздничное, торжественное иск Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко.-во. Эклектика: соединение патетики барокко с рассудочностью классицизма. Но оно имело большой успех при дворе и способствовало формированию целой школы.

2/2 XVII в — правление Людовика XIV. Вершина фр абсолютизма. «Великий век». Пышности церемониала и всех видов искусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу короля.

С 60-х годов XVII в., в искусстве процесс регламентации, подчинения и контроля со стороны королевской власти. 1648 г. созд Академия живописи и скульптуры. Теперь в офиц ведении первого министра короля.

1671 г. – Академия архитектуры. Устанавливается контроль над всеми видами худ жизни.

Ведущий стиль – официально классицизм.

· Строит-во восточного фаса Лувра. Победа проекта не Бернини Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко., а Клода Перро.

Колоннада. 173 м. Рац простота ордера, математически выверенное равновесие масс, статичность=>чув-во покоя, величия – соотв идеалу эпохи.

Постепенно кл-м проникает и в культовую арх-ру, органзацию город площадей.

· Жюль Ардуэн-Мансар. Собор Дома Инвалидов. 1679-1706.

· Жюль Ардуэн-Мансар. Вандомская площадь

· Жюль Ардуэн-Мансар. Площадь Побед.

Больше всего – проблема соотн ансамбля дворца и парка.

· Луи Лево, Андре Ленотр. Во ле Виконт близ Мелена. 1655-1661. Для министра финансов Николя Фуке.

Прообраз Версаля.

· Версаль. 1668-1689. Лево, д’Орбэ, Ардуэн-Мансар.

Дворец стоит перпендикулярно основной оси, соед-й его с Парижем. Подобие трезубца – ось+2 дороги(на Сен Клу и Со). Планировка хар-на для барокко Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко..

Курдонер выложен мраморными плитами.

3 этажа: 1й – основа, тяжелый, руст, 2й – гл, парадный, огромные окна, самый высокий, 3й легкий, с баллюстрадой, украшен ск-й. Классиц строгость экстерьера.: чередование окон, пилястр, колонн=>четкий ритм. Пышнось декор отделки в интерьере – анфилады комнат. Декор зал посвящен прославлению короля, иносказательно, аллегорически («Салон Марса», «Салон Аполлона»).

Программное пр-ие. Регулярный парк. Ощущение бесконечной перспективы, глубины пр-ва. На центр оси - дворец, осн водоемы. Классицист ясность, гармония. Впечатление пышности, зрелища. Победа синтеза всех иск-в.

Декор работы возглавлял Шарль Лебрен.

Его язык – смесь классицист упорядоченности и барочной патетики. Декоративный дар. Картоны для шпалер, рисунки для мебели, алтарные Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. образа. Создание единого декоративного стиля – от монум живописи картин до ковров и мебели.

· Большой Трианон (Мраморный). Жюль Ардуэн-Мансар. 1687-88.

Скульптура.

Франсуа Жирардон. Ученик Бернини.

Оформление Версальского парка совместно с Шарлем Лебреном и Андре Ленотром.

Великолепная техника, соединение черт классицизма и барокко.

-«Аполлон и нимфы» - воздействие эллинистической скульптуры, изолированность каждой фигуры, стремление в симметрии в их размещении.

-рельеф «Купающиеся нимфы» и группа «Похищение Прозерпины».

В 1683 году для Вандомской площади в Париже создал монументальную конную статую Людовика 14 (погибла во время ВФР 1789-1799), образцом для которой послужила древнеримская статуя императора Марка Аврелия

Антуан Куазево (1640-1720). Версаль.

-рельеф для зала Войны «Переход Людовика Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко. 14 через Рейн». Фигура короля более выпуклая.

В скульп портретах точен и психологичен – «Портрет принца Конде».

В кл-ме 2/2 XVII в. нет искренности, глубины лорреновских полотен, высокого нравственного идеала Пуссена. Это офиц направление, приспособленное к требованиям двора. Регламентированное, унифицированное ис-во (трактат Лебрена).

Развивается жанр парадного портрета. В первой половине века портрет монументален, величествен, но прост (Филипп де Шампень (1602—1674) портрет кардинала Ришелье, 1635—1640).

Во 2/2 века портрет становится все более пышным, аллегорическим.

Пьер Миньяр (1612—1695) —преимущественно женские п-ты.

· «Клио». Противопоставление Пуссену.

· «Маркиза де Сенель с детьми». 1691

Гиацинт Риго (1659—1743) – портреты короля.

Николя Ларжильер (1656—1746). Учился в Антверпене. Влияния Рубенса, в Англии познакомился с творчеством ван Дейка Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко..

Все вместе – это «большой стиль великого века».

Со 2/2 XVII в Франция прочно и надолго занимает ведущее место в худ жизни Европы.


documentarwjiuz.html
documentarwjqfh.html
documentarwjxpp.html
documentarwkezx.html
documentarwkmkf.html
Документ Много работал по заказам монастырей и храмов. Датировал свои работы редко.