Расскажите о посещении вами: а) какой-либо выставки или кон­ церта; б) столовой, кафе и т. п.; совместно с товарищем (товарища­ ми) подготовьте соответствующий диалог.

21. Aşağıdaki atasözlerini ezberlemeye bakın:

1. Aç doymam tok acıkmam sanır.

2. Ali için Veliyi asmazlar.

3. Armut ağacı elma vermez.

4. Armut ağacından uzak düşmez.

5. Balık baştan kokar.

6. Bir fincan kahvenin kırk yıl hatırı var.

7. Her çiçeğin bir kokusu var.

8. Her yumurta beyaz değildir.

9. Kuş sütünden başka her şey(i) var.

10. Nerede börek ben orada gerek.

11. Ne yer ne yedirir.

12. Para adama akıl öğretir.

13. Peynir ekmek hazır yemek.

14. Sağlık hastalık hepimiz için.

15. Yalancının evi yanmış kimse inanmam Расскажите о посещении вами: а) какой-либо выставки или кон­ церта; б) столовой, кафе и т. п.; совместно с товарищем (товарища­ ми) подготовьте соответствующий диалог.ış.

16. Yemeğini komşudan bekleyen çok vakit aç kalır.


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ УРОК DÖRDÜNCÜ DERS

ИМЕНА ДЕЙСТВИЯ НА -DIK И -АСАК

(-dık/-acak yapılı belirtme ortaçları)

Имена действия на -dık и -acak обладают свойствами времен изъявительного наклонения: форма на -dık обозна­чает действие, происходившее в прошлом или происходя­щее в настоящем; форма на -acak обозначает действие, ко- торое произойдет в будущем. В отличие от времен изъяви­тельного наклонения, формы на-dık и -acak обычно высту- пают в функции сказуемого придаточного предложения1 (определительного, дополнительного, временного, причин­ного и т. д. ).

Именадействия, как правило, присоединяют к себе Расскажите о посещении вами: а) какой-либо выставки или кон­ церта; б) столовой, кафе и т. п.; совместно с товарищем (товарища­ ми) подготовьте соответствующий диалог. аф­фиксы, обозначающие лицо субъекта. Однако показателями лица являются здесь не личные аффиксы (первой или вто- рой группы), а аффиксы принадлежности -im, in, -i, -imiz, -iniz, -leri(и их варианты)2.

ПРИМЕР:yaptığım (yap +tık+ ım) (который) я (с)делал

(что) делаю.

Во многих видах придаточных предложений, где исполь­зуются формы на-dık и-acak, формальная связь между под­лежащим и сказуемым осуществляется с помощью изафета

1 Согласно другим взглядам, здесь видят не придаточное предложение, а развер­нутый оборот простого предложения.

2 Эта способность формы на -dık и -acak присоединять аффиксы принадлежно- сти, а также (как это будет видно Расскажите о посещении вами: а) какой-либо выставки или кон­ церта; б) столовой, кафе и т. п.; совместно с товарищем (товарища­ ми) подготовьте соответствующий диалог. дальше) изменяться по падежам дает формальноеоснование называть их глагольно-нменными формами {именами действия).


принадлежности (,.. nin... i). Следовательно, в роли подле­жащего здесь выступают либо притяжательные местоиме­ния (benim, senin, onun и т. д. )1, либо имена существитель­ные в родительном падеже.

Образец спряжения имен действия в утвердительной и отрицательной формах (глагол almak — брать).

(benim) aldığım almadığım alacağım almayacağım
(senin) aldığın almadığın alacağın almayacağın
(onun) aldığı almadığı alacağı almayacağı
(bizim) aldığımız almadığımız alacağımız almayacağımız
(sizin) aldığınız almadığınız alacağınız Расскажите о посещении вами: а) какой-либо выставки или кон­ церта; б) столовой, кафе и т. п.; совместно с товарищем (товарища­ ми) подготовьте соответствующий диалог. almayacağınız
(onların) aldıkları almadıkları alacakları atmayacakları

documentarwmeub.html
documentarwmmej.html
documentarwmtor.html
documentarwnayz.html
documentarwnijh.html
Документ Расскажите о посещении вами: а) какой-либо выставки или кон­ церта; б) столовой, кафе и т. п.; совместно с товарищем (товарища­ ми) подготовьте соответствующий диалог.